Пилотная площадка по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
26 февраля 2018 г. нашему детскому саду присвоен статус пилотной площадки по разработке модуля в образовательной программе дошкольного образования, ориентированной на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей .
Приказ о пилотных ДОУ Управления образования г. Лесосибирска
Этапы работы пилотной площадки:
I этап:
-Приказ о создании рабочей группы пилотной площадки
- разработка образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 4-7 лет "Растишка с книжкой" ( по 31 января 2019 г.). Экспертное заключение на образовательную программу
Программа "Растишка с книжкой"
- Создана лаборатория «Секреты фиксиков»
II этап:
- корректировка Основной образовательной программы ДОУ с учётом разработанной образовательной программы (по 30 ноября 2019г.)
- налаживание сетевого взаимодействия с детскими садами города в рамках реализации программы "Растишка с книжкой" по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Сетевая лаборатория детских экспериментов на основе литературных текстов как эффективный ресурс формирования исследовательского поведения дошкольников
В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в России возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней. Сегодня необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации, ставить и решать нетиповые проблемы, никогда прежде не встречавшиеся, обучать работе с информацией, коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для становления ключевых компетентностей. Наш детский сад является участником программы Красноярского края «Кадровое обеспечение технологического лидерства» на 2017-2020 годы, которая отражает модернизацию технологического образования. Работа нашего ДОУ в режиме «пилотной площадки» обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Актуальность заключается в том, что детская познавательно-исследовательская деятельность отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. С помощью литературных произведений дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ходе их обсуждения - учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Творческой группой педагогов разработана программа по познавательно-исследовательской деятельности на основе литературных текстов «Растишка с книжкой», где чтение литературных произведений служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности. Новизной данного опыта является комплексное использование элементов раннее известных и современных методик детского экспериментировании со знакомством и обсуждением литературных источников. Т.е. процесс познания детьми окружающей действительности происходит на основе литературных произведений, содержание которых, в свою очередь, мотивирует детей к познавательно-исследовательской деятельности. При организации совместной детско-взрослой деятельности познавательный интерес к окружающей действительности характеризуется переходом от обсуждения литературного произведения к опытно-экспериментальной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок, рассказов, позволяет сделать этот процесс занимательным и интересным. Текст сам подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, опытами, экспериментами исследованиями.
- сформирован банк методической литературы для реализации данной программы, структурирован практический материал для организации развивающей среды в лаборатории, группах детского сада и проведения игр - экспериментирования с дошкольниками.
Для организации познавательно-исследовательской деятельности используются литературные произведения как известных авторов: Л. Толстой, К. Ушинский, П. Ершов, так и мало известных: И. Рыжов, И. Ревю и др., и специально написанные произведения педагогами и родителями воспитанников МБДОУ «Детский сад № 17 «Звездочка» г.Лесосибирска Красноярского края.
Произведения подбираются с таким содержанием, на основе которых можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:
- интересный сюжет;
- соответствие возрасту детей;
- наличие динамики, загадки, недосказанности;
- включение в исследование.
Программа «Растишка с книжкой» разработана для детей 4-7 лет и включает в себя 96 игр-экспериментов на основе литературных текстов, по 32 игры -эксперименту на каждый возраст. Тематическое содержание программы представляет 5 областей, модулей: неживая природа, человек, мир природы (четыре времени года), слово, логические задачи. К каждому модулю подбираются литературные источники, опыты, эксперименты, в лабораторию дополняются объекты природного и рукотворного мира для построения когнитивного процесса познания, который включает в себя работу анализаторов с определенным настроем на процесс познания, признаков объекта и их взаимосвязей, формулировку вопросов, включения преобразований признаков объекта и использование алгоритмов (моделей
мышления), необходимых для продуктивной деятельности, форм познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Нами разработаны алгоритмы организация познавательно-исследовательской деятельности через литературные произведения:
1. Педагог читает часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Создается мотивация к предстоящей деятельности, затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», «Что же придумал герой?», «Чем же это может закончиться?» и т.д., гипотезы (их может быть несколько и среди них может быть правильная). Далее следует выбор гипотез для практической проверки (опыты, эксперименты). Соответственно организуется специальная обстановка, подбираются объекты для исследования. В дальнейшем обсуждается полученный результат и возможность применения в данной ситуации. После этого педагог дочитывает произведение, и дети узнают как же всё произошло в произведении, правы они были или нет.
Например: читая в старшей группе рассказ «Умная Галка» Л. Толстого, педагог останавливается на моменте, где можно перейти к эксперименту. «Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать».
«Ребята, как вы думаете, что придумала Галка чтобы напиться?»,- спрашивает педагог. Дети выдвигают различные гипотезы: роняет кувшин, разбивает кувшин, кидает в кувшин палочки, листики, травку, землю, камни и т.д. Совместно отбираются несколько гипотез, которые можно проверить и дети переходят к экспериментированию, подтверждению или опровержению своих гипотез. Делается вывод по итогу эксперимента, что же наиболее вероятно могла придумать Галка и затем произведение дочитывается.
2. Второй вариант организации познавательно-исследовательской деятельности – это когда произведение дочитывается до конца. Например, сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». По прочтении сказки педагог задаёт вопрос: «Что же герои сказки могли сделать, чтобы благополучно перебраться на другой берег и остаться целыми и невредимыми?». Ребята испытывают различные материалы на плавучесть, прочность, которые могли бы использовать герои. И возможно дети составляют сказку с новым концом.
3. Третий алгоритм используется, если произведение объёмное. Оно читается заранее, обсуждаются герои и потом организуется опыт или эксперимент. Например, ребята узнают что мачеха Золушки придумала ей новое испытание, заставив Золушку постирать бельё, но оставила ей грязную и мутную воду. Что же придумать, чтобы вода стала чище, ведь другой воды нет?
Тематическое наполнение программы характеризуются и различными модулями, о которых мы упоминали чуть выше.
Так в сказке «Снегурочка» из модуля «Мир природы», отвечая на вопросы, что же произошло со Снегурочкой, почему и куда она делась, ребята раскрывают свойства воды и её агрегатные состояния.
В модуле «Человек», воспитанники могут познакомиться с рассказом В. Бианки «Чей нос лучше?» и провести исследование «зачем человеку нос».
В разделе «Слово» юные исследователи знакомятся и раскрывают значение фразеологизмов, прослеживают, как со временем меняются названия предметов в сказках, изобретают новые слова.
В модуле «Логические задачи» ребята опытным путем стараются решать задачи, загадки.
Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребенка к деятельности. Ребенок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности, которая в свою очередь позволяет:
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- способствовать умению наблюдать, слушать;
- способствовать развитию навыков обобщать и анализировать; способствовать развитию мышления;
- развивать воображение, внимание, память, речь.
Именно познавательно-исследовательская деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным. При всем этом у детей и взрослых не теряется связь с книгой.
Свой опыт работы по реализации программы наши педагоги представили на II краевой конференции по дошкольному воспитанию для педагогов края.
Познавательно-исследовательская деятельность на основе литературных произведений заинтересовала другие дошкольные организации города Лесосибирска. В сетевое взаимодействие вовлечены 16 дошкольных образовательных учреждений и библиотечная система города. На базе нашего ДОУ организована городская методическая площадка, в рамках которой мы представляли открытые мероприятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на основе литературных текстов, а затем мастер-класс для педагогов города. Творческая группа педагогов нашего ДОУ проводит мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов ДОУ, вовлеченных в сетевое взаимодействие. Часть дошкольных учреждений реализует нашу образовательную программу, несколько детских садов на основе нашей программы разрабатывают свое направление, например, познавательно-исследовательская деятельность с неоформленным материалом, формирование основ безопасного поведения в природе и т.д. Таким образом наша программа будет прирастать новыми произведениями, новыми направлениями. Все накопленные материалы, информацию по данной теме представляем на сайте дошкольной организации для использования педагогами.
Заместитель заведующего Захарова Е.В.,
старший воспитатель Ерофеева А.Н.
Методическое обеспечение реализации программы "Растишка с книжкой"
Презентация опыта работы МБДОУ "Детский сад №17 "Звездочка" по программе "Растишка с книжкой"
Консультации родителям
10 очень интересных научных опытов