Характеристика особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет
На 4 году жизни дети начинают задавать многочисленные вопросы. Очень важно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно. В этом возрасте у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление, формироваться произвольное внимание, это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений.
На пятом году жизни возрастает количество вопросов, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется.
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают зарисовывать.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей
4-5 лет:
1. Формирование умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения.
2. Обогащение представлений детей новыми впечатлениями через восприятие литературных произведений.
3. Развитие умений использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью сенсорных эталонов и осознанных действий.
Этапы освоения познавательно-исследовательской деятельности
4-5 лет:
Этап 1- слушание литературного произведения и осознание проблемы. После слушания и обсуждения дети, видя новые объекты и явления, проявляют любопытство, задают вопросы.
Этап 2 – формулирование задачи исследования. Совместно с воспитателем дети делают первые попытки формулировать задачу исследовательской деятельности. Предоставляя детям возможность действовать самостоятельно и накапливать собственный опыт, взрослый наблюдает за ребенком и при необходимости предотвращает нежелательные действия.
Этап 3 – прогнозирование результатов своих действий. Дети высказывают предположение, каким мог бы быть результат. Кроме того, они любят отвечать на вопрос: «Угадай, сто получится?»
Этап 4 – выполнение эксперимента. Дети с удовольствием работают вместе с воспитателем, а затем и самостоятельно. Педагог старается ничего не делать вместо детей. Планируя организацию деятельности, продумывает посильные для детей действия.
Этап 5 - фиксирование и анализ полученных результатов. Дети начинают находить и отмечать различия между объектами или двумя его состояниями. Хорошо понимают простейшие причинно-следственные связи, а следовательно, и причины происходящих явлений. Но самостоятельно проанализировать полученные результаты еще не способны.
Этап 6 – словесный отчет об увиденном. Дети составляют короткие рассказы-отчеты об увиденном, более или менее развернуто отвечают на вопросы взрослых по теме наблюдения, могут сами описывать увиденное, но нуждаются в большой эмоциональной поддержке воспитателя.
Используемые произведения
- Русская народная сказка "Пузырь, соломинка и лапоть" (модуль "неживая природа") ДОУ №17, Калинина О.Н.
- Рассказ "О чём шептались камешки" (модуль "неживая природа") ДОУ № 17, Ерофеева А.Н.
- Сказка о льдинке (модуль "мир природы") ДОУ № 17, Щербакова О.М.
- Рассказ Н. Гильмутдинова "Бабочка" (модуль "мир природы) ДОУ № 17, Шефер Е.М.
- Русская народная сказка "Курочка Ряба"(модуль "мир природы") ДОУ № 10, Игнатова С.В.
- Три бабочки (по мотивам немецкой народной сказки) ДОУ № 17, Бигашева З.М.
Материал будет дополняться