Характеристика особенностей развития познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет
На седьмом году жизни деятельность по экспериментированию должна стать нормой жизни. Ее необходимо рассматривать не как самоцель или развлечение, а как наиболее адекватный способ ознакомления с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Инициативу по проведению экспериментов часто проявляют сами дети. Начинают пробовать такие эксперименты, которые самостоятельно задумывают; распределяют обязанности между собой, выбирают способы деятельности, сами делают выводы. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (предположений), их проверка, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей
6-7 лет:
1. Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об окружающем мире, используя детскую художественную и познавательную литературу.
2. Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта.
3. Формирование умения детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
4. Формирование умения определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели, использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Этапы освоения познавательно-исследовательской деятельности
5-6 лет и 6-7 лет:
Этап 1 – слушание литературного произведения и осознание проблемы. При восприятии литературного произведения и его анализе дети дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать информацию доступными способами.
Этап 2 – формулирование целей и задач исследования. В этом возрасте дошкольники могут сформулировать задачу при поддержке взрослого и самостоятельно. Если инициатива исследования принадлежит педагогу, дети с интересом слушают и хорошо понимают сказанное.
Этап 3 – продумывание хода эксперимента. Обычно ход эксперимента предлагает педагог, но ценность данного этапа возрастает, если дети принимают непосредственное участие в выборе вариантов. Дошкольники участвуют в разработке отдельных моментов последовательности проведения сложных опытов или самостоятельно предлагают ход простейших опытов, особенно если они являются ответом на их вопрос.
Этап 4 – прогнозирование последствий своих действий. Постепенно воспитанники старшей и подготовительной групп приобретают способность прогнозировать последствия своих действий, начинают строить простейшие гипотезы. В результате проведения эксперимента могут подтвердить гипотезу или отказаться и строить новую.
Этап 5 – выполнение эксперимента. Обычно дети участвуют в совместной со взрослым исследовательской деятельности в других случаях – исследуют самостоятельно. При коллективной деятельности могут спланировать работу и разделить обязанности между собой.
Этап 6 - фиксирование результатов исследования. Дети знакомы с разными способами фиксации результатов; используют графические и практические способы фиксации результатов исследований; начинают осваивать письменные способы и моделирование.
Этап 7 – анализ полученных результатов. Дети старшего дошкольного возраста умеют сравнивать объекты между собой, находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат.
Этап 8 – словесный отчет об увиденном. Дети способны дать полное, красочное описание увиденного, если оно произвело на них впечатление; могут составить развернутый рассказ. Для успешного освоения данного этапа нужна недирективная помощь взрослых.
Используемые произведения
- Сказка о глупых мышатах (модуль "мир природы") ДОУ № 17
- Танасийчук В. "Цепочки в лесу" (модуль "мир природы") ДОУ № 17 Бигашева З.М.
- Кончаловская Н. "Удивительный огород" (модуль "слово") ДОУ № 17 Калинина О.Н.
- В. Голубкова "Вулкан с добрым сердцем внутри"( модуль "мир природы") ДОУ № 10
- На основе стихотворения С. Михалкова " Упрямый лягушонок" (модуль "мир природы") ДОУ № 10
- Экологическая сказка "Откуда берётся радуга?" (модуль "мир природы") ДОУ № 10
- По мотивам венгерской народной сказки "Два жадных медвежонка" (модуль "неживая природа") ДОУ № 17 Кузнецова Л.Н.
- И.Ревю "Где живёт радуга" (модуль "мир природы") ДОУ №17 Бигашева З.М.
Материал будет дополняться