Педагогическая практика
Авторы/реализаторы практики
Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке - это называется нестандартное мышление. Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода. Креативное мышление ребенка - залог успеха взрослого человека. Тот, кто мыслит нестандартно, находит выходы из любых жизненных ситуаций и не подвержен стереотипам. Мы решили развивать нестандартное мышления через экспериментирование и начинать эту работу уже с детьми младших групп. Дети обучаемы. Их легко заинтересовать любой, самой простой на взгляд взрослого человека вещью. Развитие креативности способствует формированию нетривиального мышления, развитию фантазии и усидчивости, делает ум гибким. Креативность не синонимична творчеству. Если творческие способности - дар природы, то креативность поддается развитию. Словно мышцу, умение креативить можно «накачать» постоянными тренировками и специальными упражнениями.
Наш детский сад на протяжении двух лет являлся краевой пилотной площадкой по познавательно – исследовательской деятельности. Нами была разработана программа по познавательно – исследовательской деятельности на основе литературных произведений для детей 4-7 лет. Работа в данной области помогло достигнуть больших результатов. Дети старшего дошкольного возраста стали не просто слушателями и исполнителями под прямым руководством педагогов, а активными участниками поисково-исследовательской деятельности, которая в свою очередь позволила:
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- способствовать умению наблюдать, слушать;
- способствовать развитию навыков обобщать и анализировать; способствовать развитию мышления;
- развивать воображение, внимание, память, речь.
Наблюдая педагоги заметили, что именно познавательно-исследовательская деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей, а также заинтересовать их, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Понимая всю важность влияния исследовательской деятельности, мы пришли к выводу, что применение данной технологии необходимо уже в раннем дошкольном возрасте. Педагоги младших групп организовали предметно-пространственную среду таким образом, чтобы игры-эксперименты, игры на подносах находились для детей в свободном доступе.
Развивающие и стимулирующие задания, воспитатели предлагают детям, расположив их в разных емкостях: коробочки, подносы, контейнеры, которые они с легкостью смогут взять и перенести на стол. Новые игры в среду вносят без объяснения условий использования, тем самым, не передают детям знания в готовом виде, а показывают возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе проведения игр - экспериментов дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их. В своей работе педагоги применяют доступные материалы для проведения данных игр. Учитывая при этом несколько условий:
1) Чем ребенок любит заниматься больше всего?
2) Какими предметами он интересуется в данный период своего развития?
3) Что ребенок хорошо умеет делать, что у него еще не очень хорошо получается, а что ему пока совсем не удается?
Задания предлагаются разные по уровню сложности и, в зависимости от степени их выполнения ребенком, уровня его развития. В самой младшей группе – задания простые с манипулированием предметами: пересыпание, переливание, складывание. В следующей группе задания усложняются, дети начинают использовать предметы-помощники, которые представлены в разнообразии: ложечки, совочки, пинцеты, щипцы, зажимы, деревянные палочки. Каждый выбирает то, что ему подходит.
После того как дети осваивают манипуляции с предметами- помощниками, переходят к решению проблемных ситуаций. Часть ситуаций может быть смоделировано педагогами, но в большинстве случаев дети сами замечают и формулируют что не так в группе, начинают искать пути решения.
В средней группе «Непоседы» ребята решали задачу «На стол пролили воду, как можно собрать воду не используя рук». В эксперимент были привлечены все предметы, которые попадали детям на глаза. Приносили спринцовку, пробовали и комментировали: «Нет, грушей будет долго». Дальше появляется губка- делают вывод, что руки намокают, не подойдет. Приносят пипетки – «Еще дольше, чем грушей». «Надо тряпку взять - но намочим руки». Догадываются взять карандаш и передвигать им тряпку. Получается неудобно, берут второй – используют карандаши, как бамбуковые палочки. В итоге приходят к выводу: быстрее всего собрать воду губкой с помощью щипцов или палочек, но интереснее всего – спринцовкой. Результат достигнут – вода собрана, руки сухие.
Детям очень нравится игра в «Золушку». Для сортировки педагоги используют все: деревянные брусочки, металлические предметы, фасоль, горох, мягкие помпоны, деревянные бусины, а также предметы-помощники: щипцы, пинцет, палочки. Здесь совершенствуется у детей умение захватывать и переносить предметы, умение оценивать, классифицировать, сортировать, развивать глазомер, мышление. Где же это пригодилось детям? С наступлением морозов ребята решили помогать птицам: с педагогом развесили кормушки, принесли из дома пшено. Но в группе пакет с пшеном лопнул, зерно рассыпалось. Как собрать пшено? А давайте попробуем без рук. В данной ситуации ребята принесли все предметы – помощники для сортировки: и совочки, и щипцы, пинцеты и даже бамбуковые палочки. Но пшено мелкое - ничего не получается. У мальчика появляется идея «Надо взять что-нибудь клейкое». Первое что принесли ребята – это пластилин. Прикладыванием получается собрать, но долго. Скатывание в колбаску – быстро. Одна из девочек предлагает взять клейкую ленту, объясняет, что видела ее у младшего воспитателя. Приходит с полоской скотча – пробует, пшено приклеивается. Общими усилиями пшено было собрано.
На занятиях педагоги предлагают малышам не сложные задания, но очень интересные и увлекательные. Создают положительное настроение у детей, хвалят за ответы, которые кажутся необычными, не такими, как у всех. На занятиях и в свободной деятельности используют проблемные вопросы. Например: «Как можно в решете принести воду?». Стараются, что бы дети сами дали правильный ответ, подводят их к этому. Дети предлагают положить в решето лист бумаги, но потом бумага может намокнуть, кто-то предлагает заклеить клеем дырочки. «Налить воду в пакет» - очень интересное решение предлагает один из ребят. Впоследствии педагог может предложить детям небольшую помощь, самую маленькую подсказку. Какая бывает вода? Один ребенок догадывается, что воду можно заморозить, а кусочек льда положить в решето и принести воду, но вариант с пакетом понравился всем больше всего.
Ребята старшей группы «Ромашки» проводили эксперименты с воздухом, очень увлекательные опыты и игры. И чтобы почувствовать воздух играли в игру «Ловцы воздуха» с полиэтиленовыми пакетами. В дальнейшем, играя в сюжетно-ролевую игру «Семья», в группе возникла проблемная ситуация – у куклы нет подушки (отнесли в стирку), ребята не растерялись и решили сделать подушку из пакета. Получилась удобная и мягкая подушка. Таким образом, экспериментирование натолкнуло детей на изобретение лайфхака. Лайфхак означает использование существующей идеи в оригинальном ее исполнении. То есть совершенно не нужно изобретать что-то новое, достаточно просто придумать какую-то креативную доработку идеи, которая уже есть. Дети быстро схватывают идеи и воплощают в жизнь. Педагоги в этот момент поддерживают инициативу и самостоятельность воспитанников. Спустя некоторое время, возникает проблемная ситуация -для проведения опытов с мыльными пузырями детям не хватило фартуков для экспериментирования. А защитить одежду надо – возникла у детей идея: «А можно я из пакета сделаю себе фартук?». Оригинальное решение проблемной ситуации было поддержано детьми. Большинство детей для проведения исследовании выбирают именно креативные фартуки, сделанные своими руками.
С полиэтиленом оказалось интересно работать ребятам, они предложили использовать его для рисования. На столе полиэтилен начал кататься, детей это не устроило, решили попросить воспитателя обернуть им ножки стола. Рисуя лежа, мальчик попросил перевернуть стол ножками вверх – идея всем понравилась. Получился большой аквариум для рисования.
Очередной лайфхак родился у детей средней группы «Непоседы»: девочка, играя в конструктор-черепашки приложила прозрачные черепашки двух разных цветов к глазам. Поделилась мнением с воспитателем: «Посмотрите они увеличивают!!!». У педагога возникла идея познакомить детей с 3D-очками. Предложила рассмотреть книгу с 3D-рисунками, но очки были всего одни. Дети без труда нашли замену, стали использовать прозрачный разноцветный конструктор – черепашки для создания 3D-эффекта.
В сложившихся условиях пандемии ребята подготовительной группы «Муравьишки» столкнулись с проблемой «Нет масок в аптеке», что делать? Они, как взрослые, осознанно подошли к проблеме и стали изобретать маски из подручных средств, тем самым защитили себя и своих близких.
При организации детской экспериментальной деятельности педагоги нашего детского сада задавались вопросом: «Найдёт ли дальнейшее применение экспериментов в обыденной жизни воспитанников?». И они получили ответ – Да, обязательно найдет. Дети стали придумывать лайфхаки, опираясь на приобретенные знания путем экспериментирования. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для работы детского сада. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. Как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчивая описание нашей практики хотелось бы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». И мы в этом убедились. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Исследования развивают наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, развивает все познавательные способности и компетентности, необходимые для дальнейшего обучения, а самое главное развивает нестандартное мышление.
Заместитель заведующего Захарова Е.В.